1. Показатели в интернет-маркетинге
ПОКАЗАТЕЛИ — это статистически измеримые данные (цифры в статистике рекламных кампаний), которые позволяют сделать выводы об эффективности рекламы и затраченных на нее средств.

Различают 3 вида показателей:
  • базовые
  • вычисляемые
  • аудиторные.
БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — это рекламные показатели, которые отображаются в рекламных кабинетах или системах веб-аналитики в результате взаимодействий пользователей с запущенной рекламой и их дальнейшими действиями на сайте.

К базовым показателям относятся: Показы, Клики, Расход, Конверсии, Доход.
Кликни на ячейку, чтобы узнать больше о каждом показателе
Обратите внимание
Здесь и в дальнейшем мы говорим про рекламу, а не про бизнес в целом. Поэтому
под расходом и доходом мы всегда имеем в виду расход на рекламу и доход от рекламы.
Да, конверсии могут быть дробными. Это происходит, если одна конверсия распределяется между разными рекламными каналами, которые встретились на пути пользователя к покупке. Подробнее об этой механике мы будем говорить далее по ходу курса. Пока что мы будем работать с целыми числами.
Про дробные конверсии
Доход — сколько денег было получено
в результате всех транзакций. Именно транзакций:
доход от Лидов теоретически тоже может быть,
если клиент пришлет статистику из своей CRM.
Но это скорее исключение. Поэтому в 99% случаев этот показатель появляется в статистике интернет-магазинов.
Формат: Целое или дробное число в финансовом формате
Пример: 260 000 ₽
Конверсии — сколько раз было совершено целевое действие
Формат: Целое или дробное число
Пример: 20 конверсий

Основные виды целевых действий в контексте
и в таргете:
— Транзакция (покупка, заказ)
— Лиды (звонки, заполненные заявки, анкеты, формы)
Расход — сколько средств потрачено на рекламную кампанию
Формат: Целое
или дробное число
в финансовом формате
Пример: 50 000 ₽
Клики — сколько раз пользователи кликнули
по рекламе
Формат: Целое число
Пример: 800 кликов
Показы — сколько раз реклама была показана пользователям
Формат: Целое число
Пример: 100 000 показов
ТРАНЗАКЦИЯ — это термин, который в электронной коммерции и маркетинге подразумевает совершение целевого действия (покупки товара или услуги), которое завершается оплатой путем банковской карты или иным принятым на ресурсе способом.
ЛИД — это контакт, который пользователь оставил на сайте, например, заполняя форму, анкету, совершив звонок или заказав обратный звонок.
ВЫЧИСЛЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — это значения, которые вычисляются путем деления одних базовых показателей на другие. Они также могут отображаться в рекламных кабинетах или системах аналитики.

К вычисляемым показателям относятся: CTR, CPC, CR, CPA, AOV, ДРР, ROAS, ROMI.
1. CTR (Click-Through Rate) — Показатель кликабельности
Показывает, как часто пользователи кликают по рекламному объявлению после показа.
Формула: CTR = Клики / Показы.
Формат: Показатель переводят в проценты с сохранением двух знаков после запятой.
Чем выше CTR, тем лучше. Чтобы улучшить показатель, стоит поработать над качеством объявления (что показываем?) и над его релевантностью (кому и зачем показываем?)
Здесь и далее, кликни на ячейку с показателем
В этом примере баннер набрал 589 723 показа.
По нему кликнули 4 196 пользователей.

CTR = 4 196 / 589 723 = 0,71%
2. CPC (Cost Per Click) — Цена за клик
Показывает, насколько дорого обходятся клики.
Формула: СPC = Расход / Клики.
Формат: Дробь переводят в финансовый формат с сохранением двух знаков после запятой. Чем ниже CPC, тем дешевле реклама (но не факт, что так лучше для рекламодателя).
Чтобы снижать показатель, необходимо оптимизировать рекламу.
Реклама завершилась
и расход составил 80 000 ₽.
Рекламодатель получил 2 687 кликов.

CPC = 80 000 / 2 687 = 29,77 ₽
3. CPM (Cost Per Mille) — Цена за тысячу показов
Показывает, насколько дорого обходятся показы.
Формула: СPM = 1000 * Расход / Показы.
Формат: Дробь переводят в финансовый формат с сохранением двух знаков после запятой. Чем ниже CPM, тем дешевле реклама (но не факт, что так лучше для рекламодателя).
Реклама завершилась
и расход составил 80 000 ₽.
Рекламодатель получил 1 миллион показов.

CPM = 1 000 * 80 000 / 1 000 000 = 80 ₽
4. CR (Conversion Rate) — Коэффициент конверсии (чаще говорят просто "конверсия")
Показывает процент пользователей, которые совершили целевое действие после клика.
Формула: СR = Конверсии / Клики.
Формат: Дробь переводят в проценты с сохранением двух знаков после запятой.
Чем выше конверсия, тем лучше. Чтобы улучшить показатель, работают над предложением (объявление, цена/качество товара) и качеством самого сайта (удобность, быстродействие).
Застройщик запустил рекламную кампанию,
и в результате было получено 167 кликов. 5 человек оставили заявку на просмотр квартиры.

CR = 5 / 167 = 2,99%
5. CPA (Cost Per Action) — Цена за действие
Показывает, насколько дорого обходится привлечение одной конверсии.
Формула: СPA = Расход / Конверсии.
Формат: Дробь переводят в финансовый формат. Знаки после запятой по необходимости. Чем ниже CPA, тем дешевле привлечение клиентов. Снижение CPC и повышение CR снижают СРА.
За месяц рекламодатель потратил на Яндекс.Директ
и Google Ads 150 000 ₽.
Получил 129 заявок
от посетителей.

CPA = 150 000 / 129 = 1 163 ₽
Также возможны следующие названия:
CPL (Cost Per Lead) — Цена за лид
CPO (Cost Per Order) — Цена за заказ
Соответственно, в интернет-магазинах логично использовать формулировку CPO, в бизнесах, где человек оставляет свои контакты — CPL, в остальных случаях - CPA. Но по факту все говорят, как придётся, ведь суть не меняется.
6. AOV (Average Order Value) — Средняя ценность заказа или средний чек
Показывает, сколько денег приносит одна транзакция.
Формула: AOV = Доход / Транзакции.
Формат: Дробь переводят в финансовый формат. Знаки после запятой по необходимости. Чем выше AOV, тем лучше. Для оптимизации AOV рекомендуется не рекламировать дешевые товары, а также улучшать качество сайта в плане стимулирования покупок более дорогих товаров и активных дополнительных продаж.
Рекламодатель получил
26 700 ₽ дохода и 9 заказов
с рекламной кампании Вконтакте.

AOV = 26 700 / 9 = 2 966 ₽
7. ДРР — Доля рекламных расходов
Показывает, насколько эффективно используется бюджет на рекламную кампанию.
Формула: ДРР = Расход / Доход.
Формат: Дробь переводят в проценты с сохранением двух знаков после запятой.
Чем ниже ДРР, тем лучше. Чтобы снижать ДРР, нужно снижать CPC, растить CR и AOV.
За отчетный период рекламодатель инвестировал
в рекламу 10 000 ₽, получив доход на сумму 30 000 ₽.

ДРР = 10 000 / 30 000 = 33,33%
8. ROAS (Return on Ad Spend) — Рентабельность рекламных расходов
По факту — показатель это обратный ДРР. ROAS также отражает, насколько эффективно используется бюджет на рекламную кампанию.
Формула: ROAS = Доход / Расход.
Формат: Дробь переводят в проценты. Знаки после запятой по необходимости.
Чем выше ROAS, тем лучше. Оптимизация аналогична ДРР.
Рекламодатель инвестировал
в рекламу 10 000 ₽, получив
от привлеченных клиентов доход на сумму 30 000 ₽.

ROAS = 30 000 / 10 000 = 300%
9. ROMI (Return on Marketing Spend) — Рентабельность маркетинговых инвестиций
Аналогично ДРР и ROAS показывает, насколько эффективно используется бюджет на рекламную кампанию, но есть небольшое отличие в формуле.
Формула: ROMI = (Доход-Расход)/Расход. По сути тут считается не от дохода, а от прибыли.
Формат: Дробь переводят в проценты. Знаки после запятой по необходимости.
Чем выше ROMI, тем лучше. Оптимизация аналогична ДРР.
Рекламодатель инвестировал
в рекламу 10 000 ₽, получив
от привлеченных клиентов
доход на сумму 30 000 ₽.

ROMI = (30 000 - 10 000) /
10 000 = 200%
АУДИТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — это данные об аудитории пользователей, которые отображаются в рекламных кабинетах или системах веб-аналитики в результате взаимодействий пользователей с запущенной рекламой и их дальнейшими действиями на сайте.

К аудиторным показателям относятся: Охват, Новые пользователи, Вовлеченность.
1. Охват — это количество людей, которые хотя бы один раз увидели рекламное сообщение.

Охват измеряет уникальных пользователей и не равен количеству показов. Можно показать рекламное сообщение 5000 раз, но при этом охватить только 1000 пользователей. Это бы означало, что каждому пользователю рекламное сообщение показалось в среднем 5 раз.
А среднее количество показов рекламы одному уникальному пользователю за определенный период называется частотой показов рекламы.

Формат: Целое число
Пример: 1000 пользователей
2. Новые пользователи — это количество людей, которые до этого ни разу не были на сайте рекламодателя.

Например, рекламодатель наблюдает стагнацию и хочет освежить аудиторию. Он видит, что 90% пользователей, посещающих сайт, уже были на нём ранее. При этом новых пользователей, никогда ранее не заходивших на его сайт - всего 10%.

Такая ситуация чревата тем, что рано или поздно старая аудитория выгорит, а новая так и не наберется. Поэтому одним из KPI для рекламы может быть привлечение новых пользователей.

Формат: Целое число
Пример: 500 новых пользователей
3. Вовлеченность — это не один, а целый ряд показателей, которые описывают действия пользователя на сайте, например:
  • среднее количество просмотренных страниц
  • среднее время, проведённое на сайте
  • показатель отказов.
Подробнее о том, что они из себя представляют и как считаются, расскажем на дальнейших занятиях.
Примеры статистики
Бизнес с лидами
Интернет-магазин
Посмотри на порядок появления показателей в примерах отчетов. Он не случаен: все количественные показатели расположены по порядку их "появления" в реальности: показы, клики, расход, конверсии, доход. Все качественные расположены рядом с одним из показателей,
к которому они относятся. Возможный (но не единственно верный) вариант отчёта:
Обрати внимание
Привыкай делать отчеты красивыми и читаемыми!